Модная одежда Элитная парфюмерия
уход за лицом

Время красоты

покупать в интернете на сайтах магазинов дешевле

Время красоты

Время красоты
Ирина Сергеевна Сыромятникова — Заслуженный работник культуры РФ, искусствовед.
Фрагменты из книги "История красоты и стиля"

ВРЕМЯ И КРАСОТА
Красота! Сколько таинственного заключено в этом слове!
Человек искал красоту вокруг себя и находил ее в природе, жизни, искусстве. Во все времена писатели, поэты, художники, скульпторы, музыканты прославляли красоту. Это понятие развивалось постепенно вместе с эволюцией самого человека. Каждая эпоха провозглашала свои принципы в оценке прекрасного. И хотя многие считают, что восприятие красоты индивидуально, при более подробном изучении становится ясно, что одно и то же произведение искусства нравится многим людям.
Часто красота в произведениях художников и скульпторов представала в облике прекрасной женщины. Примером тому может служить полотно «Рождение Венеры» (ок. 1484) итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, изображающее юную обнаженную красавицу с длинными развевающимися волосами, стоящую на причудливой раковине. Образ навеян поэзией придворного поэта Медичи А. Полициано. В нем передано не только любование красивой женщиной, но и ощущение гармонии внешней, чувственной красоты с возвышенной одухотворенностью. В основу сюжета картины положен древнегреческий миф о том, что прекрасная Афродита (в мифологии Древнего Рима - Венера) родилась из белоснежной морской пены около острова Киферы. Легкий ветерок на своих прозрачных крыльях перенес ее на остров Кипр, поэтому иногда богиню называют Кипридой. Сначала Афродита была повелительницей моря и неба, превратившись со временем в богиню любви и красоты.
Каждая эпоха создавала свой тип красоты, отвечавший представлениям определенного слоя общества. Представление о красоте в разных слоях населения, в разные эпохи складывалось по-разному и с течением времени неоднократно менялось. Люди привилегированного общества в женщине всегда ценили утонченность и аристократическую бледность, хрупкость и изнеженность. А в так называемых низших слоях предпочитали крепкое телосложение, силу и выносливость. Загорелые женщины из народа с крупными руками и добрыми лицами также часто служили моделями для произведений живописцев, как и великосветские дамы в дорогих нарядах, с которых писались парадные портреты.


Поклонение красоте в легендах и искусстве
Красота! Сколько литературных произведений посвящено ей, сколько прекрасных творений создано руками художников, скульпторов, графиков! Красота их вдохновляла, будоражила и притягивала как магнит. Иногда красота являлась поводом для разногласий, раздоров, ссор и... даже войн. Бессмертные поэмы слепого Гомера «Илиада» и «Одиссея» подробно поведали нам о любви, ревности, коварстве и военных подвигах, первопричиной которых была женская красота. В просторной пещере кентавра Хирона боги праздновали пышную свадьбу Пелея и Фетиды. Среди множества гостей особенной красотой выделялись богини Гера, Афина и юная Афродита. Хариты и оры водили хороводы под пение муз и звуки свирели Аполлона. Одна богиня раздора Эрида уныло и печально бродила около стен пещеры. В сердце ее кипели обида и ненависть из-за того, что ее забыли пригласить на роскошный пир. Решив отомстить обидчицам, она бросила на свадебный стол золотое яблоко, на котором было написано: «Той, кто всех прекрасней». Произошла ссора между присутствовавшими богинями Герой, Афиной и Афродитой, каждая из которых хотела получить яблоко. Даже отец богов Зевс отказался быть судьей в этом споре, отослав богинь к юному Парису. Найдя юношу в окрестностях города Трои, где тот пас овец, каждая из богинь обещала Парису награду за разрешение спора в ее пользу: Гера — власть над Азией, Афина — победы в сражениях, военную славу героя, а юная Афродита - любовь Елены, жены царя Спарты, самой красивой женщины из смертных. Недолго думая, Парис отдал яблоко Афродите, признав ее самой прекрасной из богинь. Афродита сдержала обещание и помогла Парису похитить спартанскую царицу. В ответ царь Спарты пошел войной на Трою. Так началась Троянская война.
Красота - одна из категорий эстетики. Она характеризует свойства предмета, а также некоторые явления, такие как гармоничность и совершенство. Термин может быть применен к оценке как внешнего вида, так и внутреннего содержания человека, формы и содержания произведений литературы и искусства. В категории «красота» много общего с категорией «прекрасное», но красота (изящность и грациозность) - характеристика более узкая, лишь одна из сторон прекрасного. Прекрасное оценивает с эстетической точки зрения явления и предметы в целом.
Красота была и остается неиссякаемым источником для всех видов искусства. В период Средневековья в Западной Европе распространился культ Прекрасной Дамы, сформировавшийся из религиозного поклонения Пресвятой Деве. В это время был создан идеал красоты, обусловленный общим развитием культуры и религии. Сложившийся на протяжении веков эстетический идеал был многогранен и противоречив. В значительной мере на него оказала влияние борьба земного, «греховного» мироощущения и религиозного, возвышенного представления. Культ Прекрасной Дамы был распространен среди рыцарства, которое вело беспорядочную, кочевую жизнь. Суровые будни военных походов чередовались с участием в пирах, блистательных турнирах, состязаниях силы и мужества, часто устраиваемых в честь дам. Среди рыцарей были трубадуры и менестрели, труверы и мейстерзингеры, слагавшие песни и поэмы, посвященные красоте и любви. Этим занятием не гнушались и знатные особы, такие как король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Генрих Наваррский.

Культ Прекрасной Дамы, как и вся рыцарская культура, оказал большое влияние на формирование костюмов и причесок позднего Средневековья, на отношение к женщине в последующие эпохи, формирование духовного начала. Так, мужчина, отправляясь в длительный поход, надевал на свои доспехи ленты или шарф цвета платья своей любимой. Женщины же носили костюмы, повторяющие цвета из герба ее избранника-рыцаря. О жизни и нравах рыцарства создано много романов, героических песен, пьес. Среди них особенно поэтичен французский рыцарский роман XII века о конфликте между чувством и долгом «Тристан и Изольда».
Красота не только вдохновляла, но и приносила страдания, продолжавшиеся иногда всю жизнь. Такую любовь воспел в своих бессмертных произведениях итальянец Данте Алигье-ри (1265-1321). Полюбил он прекрасную Беатриче Портинари еще в детстве. И хотя она рано умерла, но ее образ, довольно идеализированный, стал главным поэтическим источником вдохновения на протяжении всего его творчества.
Другая женщина — донна Лаура — способствовала формированию и прославлению еще одного таланта европейской литературы. Любовная лирика Франческо Петрарки (1 304-1374), посвященная ей, пользовалась большой популярностью.
О вашей красоте в стихах молчу И уповать не смею на прощанье. И, полагаясь на воображенье. Упущенное наверстать хочу. Но это мне, увы, не по плечу, Тут не поможет все мое уменье, И знает, что бессильно, вдохновенье, И я его напрасно горячу.
(Перевод Е. Солоновича)
Петрарка сумел передать в своих стихах жертвенную влюбленность, чистоту помыслов, глубину переживаний.