EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish
История зеркала

История про зеркало

История зеркала

 

 

История зеркала уходит своими корнями в глубокую древность, когда первобытный человек первый раз взглянул на свое отражение в ручье или в пруду. Не зная, как объяснить появление своего облика в воде, человек приписывал это действиям духов и нечистой силы. Потребность чаще видеть свое отражение привела к тому, что человек стал делать искусственное зеркало, полируя камень, который заменил отражающую поверхность воды. Со временем зеркало стало предметом культа, которому приписывали чудодейственную силу предсказания.
С развитием цивилизации на смену природным зеркалам пришли зеркала из бронзы. Было принято шлифовать металлическую поверхность зеркала и покрывать ее слоем серебра, золота или платины. Часто в захоронениях богатых и знатных особ Древнего Египта, Ассирии, Вавилонии археологи находили подобные зеркала с ручками из слоновой кости.
Стеклянные зеркала появились в азиатских странах значительно раньше, чем в европейских. При раскопках археологами были найдены уникальные зеркала, которые использовали жители города Сидона, расположенного в Финикии на побережье Средиземного моря (ученые относят основание Сидона к 4-му тысячелетию до н. э.). В городе были развиты разные ремесла. Но самыми почитаемыми ремесленниками были стеклодувы, знавшие секрет изготовления зеркал, которые стали предметом торговли не только в городе, но и в соседних государствах. Мастера-стеклодувы пользовались особым почетом. Закон гласил: «Если стеклодув перенесет свое ремесло в другую страну, то ему будет послан приказ вернуться. Если он не послушается приказа и не вернется, то его родственники будут посажены в тюрьму. Если он и тогда не захочет вернуться, будут посланы люди, чтобы убить его».
Секрет изготовления стеклянных зеркал, дающих совершенное отражение, не был известен европейцам в античные времена, потому они использовали металлические пластины. Так, богатое население Древней Греции пользовалось зеркалами, сделанными из пластин золота или платины и украшенными изящными рамами с драгоценными камнями. Женщины, веря в то, что зеркало поможет им продлить красоту и молодость, относились к нему с почтением.
Впервые в Европе зеркала со стеклянной поверхностью появились в Древнем Риме в I веке н. э. Специальные мастера выдували стеклянную массу, придавая ей определенную форму. Этим стеклом покрывали металлическую (оловянную или свинцовую) пластину и вставляли зеркало в деревянную или костяную оправу. Новые зеркала, хотя и часто разбивались, но были значительно удобнее, чем металлические: они давали более совершенное отражение, не теряли свой блеск.
В XII—XIII веках для внутреннего покрытия зеркал использовали свинец и сурьму.
В эпоху Возрождения пришла мода на яркие наряды, замысловатые прически. В связи с этим зеркала стали очень популярны. Большое количество мастерских в Западной Европе едва удовлетворяло спрос. С XIV века модницы стали пользоваться зеркалами с оловянным внутренним покрытием, которые носили на цепочке у пояса.
Секреты развившегося в XV веке производства зеркал на острове Мурано в Венеции стеклодувы держали в глубокой тайне, передавая их из поколения в поколение. Эти зеркала приравнивали к предметам роскоши и продавали за большие деньги. На протяжении двухсот лет только они знали секреты искусства выдувания зеркального стекла.
Но в XVII веке тайна венецианских зеркал стала доступна Франции. В 1670-е годы под Парижем была сооружена специальная зеркальная мануфактура. Вслед за Францией секрет венецианских зеркал приобрела и Англия.
Так как стекло для зеркал поначалу умели только выдувать, то размеры изделий были ограничены. Интерес к зеркалу не ослабевал с годами и позволил в 1 688 году французским мастерам изобрести листовое стекло. Впервые они изготовили зеркала, используя литье. Новый метод дал возможность зеркалу приобрести большие размеры. Отныне зеркала могли отражать предметы во всем их объеме, а также фигуру человека в полный рост.
В XVIII веке зеркала прочно вошли в жизнь высшего европейского общества. В будуарах появились трюмо — высокие зеркала в рамах.
Постоянно стеклянная масса совершенствовалась, чему во многом способствовали алхимики, искавшие метод превращения недрагоценных металлов в золото. Производство зеркал требовало не только умения, но и крепкого здоровья, так как процесс литья сопровождался выделением вредных паров ртути, содержавшихся в амальгаме. Только в середине XIX века француз Пти-Жан заменил ртутно-оловянную амальгаму серебром, благодаря чему изменились состав и качество зеркальной массы. К концу XIX века стали применять только этот способ, который существует в производстве зеркал до сих пор.
В XIX веке зеркало стало заурядным предметом быта во всех странах.

Зеркало и высшая знать
В XVII веке зеркаломания захватила многих состоятельных людей (коронованных особ, дворян, купцов), которые имели возможность приобрести эту роскошь. У знатных дам появились небольшие сундучки под названием «туалет», отделанные пластинами из панциря черепахи, перламутра, сандалового дерева. В них содержались необходимые для ухода повседневные предметы: зеркало, щипчики, ножницы, помада, кремы.
Жена короля Франции Генриха IV Мария Медичи, несмотря на свою скупость, купила более 100 зеркал и расположила их повсюду: они лежали в бархатных мешочках, крохотных коробочках на туалетном столике, стояли в простенках залов, чтобы отражать ее фигуру в полный рост. Стоимость такого количества зеркал была велика: из казны было выделено несколько мешков золота и драгоценностей. Венецианские стеклодувы, выполнившие большой заказ и получившие щедрое вознаграждение за свой труд, в благодарность подарили королеве зеркало высотой 1,5 м, рама которого была отделана драгоценностями. Это «волшебное стекло» считалось величайшим шедевром среди других произведений искусства своего времени.
Страсть к зеркалам не прошла у королевских особ со временем. В конце XVII века король Людовик XIV, совершенствуя роскошный Версальский дворец под Парижем, потребовал для оформления его интерьера большое количество зеркал. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, руководивший работами в Версале, спроектировал Зеркальную галерею длиной 73 м, а министр финансов Ж.-Б. Кольбер за баснословные деньги переманил из Венеции трех ремесленников-стеклодувов для ее воплощения. С тех пор галерея стала любимым местом празднеств в Версале, так как огромные зеркала давали прекрасную возможность монархам и их придворным любоваться своим отражением в роскошных нарядах, модных прическах, ослепительных драгоценностях.
Страсть к роскоши и зеркалам заставила одного из самых элегантных кавалеров Англии герцога Джорджа Бекингема вслед за французами в 1 670-е годы тайно перекупить технологию производства зеркал у венецианцев. «Зеркальную» страсть испытала и Россия. В XVIII веке царь Петр I привез из-за границы мастеров, которым велел возвести зеркальные заводы сначала под Киевом, на Украине, а затем в Сибири, за Уралом.
Французская королева Мария Антуанетта в XVIII веке заказывала для своих покоев зеркала в изящных резных рамах, на которых позолота сочеталась с декором в стиле рококо. Несмотря на революцию в конце XVIII века и смену власти, страсть к зеркалам не ослабела. Императрица Жозефина (супруга Наполеона I) и ее дамы приобретали в большом количестве зеркала, привозимые не только из Венеции, но и из стран Востока. Крохотными кусочками зеркал они украшали костюмы, сшитые из бархата, для балов и торжественных выходов.