EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish
Конкурсы красоты народов

Рождение моды

Распространение моды

 

 

Известно, что в античные времена в Древней Греции и в Древнем Риме мода распространялась на площадях: строили домики с большими витринами, в которые выставляли глиняные фигурки в расписанных по последней моде одеждах. После показа в столице их развозили по отдаленным городам и селениям.
В Средние века моду привнесли в Европу с Востока рыцари-крестоносцы, которые привозили восточные одежды, головные уборы, украшения и даже туалетную воду. Ароматические масла, пряности ценились на вес золота.
Путешественники, ремесленники, бродячие подмастерья и артисты нечаянно становились распространителями моды, так как, переезжая с одного места на другое, демонстрировали свои платья. Так, люди простого сословия в поисках работы много ездили и охотно перенимали ту одежду, которую видели в новых краях. Не всегда при возвращении на родину они получали одобрение своих новых нарядов, но, тем не менее, таким образом они буквально на своих плечах переносили новые идеи в области одежды.
Большую роль в распространении моды играли художники, которые писали на заказ портреты и богатых горожан, и влиятельных особ. Тогда было принято жениху привозить портрет его невесты, а невесте - дарить портрет жениха. Среди художников-портретистов было принято тщательно выписывать мельчайшие подробности на костюмах. Практически живопись выполняла роль журналов моды: знакомила с прическами, костюмами. Благодаря сохранившимся произведениям ныне можно судить, какие наряды носило то или иное сословие.
Одной из ярких страниц истории моды явились костюмы ландскнехтов — немецкой наемной пехоты XV-XVII веков. Это военное сословие состояло из малоземельных дворян, разорившихся бюргеров, ремесленников и крестьян. Трудная жизнь на чужбине формировала этих людей по-своему: грубые нравы, бескультурье, оторванность от родных домов проявлялись в их внешнем виде. Военные трофеи позволяли им время от времени украшать свои костюмы вышивкой, драгоценными украшениями, а головные уборы - страусовыми перьями. При отсутствии регулярной выплаты жалованья костюмы ветшали, что заставляло ландскнехтов мастерить свою одежду из чего попало. Однажды один из находчивых воинов на месте дырки сделал прорезь так, что стала видна нижняя одежда. Щеголи тут же подхватили интересную выдумку: прорези разного рисунка, покрывавшие сплошь верхнее платье, стали особым элементом костюма. Нижние рубахи шили ярких цветов, из-за чего весь костюм казался пестрым, кричащим. Наличие прорезей как декоративных элементов стало средством украшения костюма и других сословий.
В 1690-е годы среди французских франтов появилась мода на развевающийся галстук-шарф (Cravate a la Steinkerque), который завязывался так, что одним концом продевался сквозь шестую и седьмую петли в верхней половине костюма — жюстокора. Появлению этой новинки послужила случайность. Военное сражение при Штенкерке началось так неожиданно, что многие офицеры не успели привести свой костюм в порядок и кое-как намотали длинный шарф, продев один конец сквозь петли в застежке жюстокора, чтобы не потерять его в битве.
Иногда мы слышим слова, которыми называют ту или иную часть костюма, но мы не придаем им особого значения. На деле оказывается, что они связаны напрямую с некоторыми историческими личностями, увековеченными в истории моды. Вспомним некоторых наиболее популярных из них.
Рождение моды Строки А. С. Пушкина из поэмы «Евгений Онегин», наверное, помнят все: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». «Что такое боливар?» - спросите вы. Ответ прост, если посмотреть на портреты мужчин пушкинской поры. Многие из них носили шляпу темного цвета, напоминавшую головной убор цилиндр и отличавшуюся небольшими полями и тульей, расширенной кверху. Этот головной убор, названный по имени Симона Боливара (1 783-1830), руководителя борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке, в тот период был в моде во многих странах Америки и Европы.
Другой головной убор - с кисточкой и в форме усеченного конуса - назван в честь города Фес (Марокко), где он и появился. В странах Востока он является национальным головным убором. В Турции его делают из войлока или бархата красного цвета.
Имя шотландского химика Чарлза Макин-и тоша (1766-1843) произносят постоянно, особенно когда идет дождь. Это происходит потому, что он изобрел в 1 823 году прорези-1 ненную ткань. Плащ, сшитый из такой ткани и обладавший способностью не пропускать воду, был назван макинтошем.
Имя французского маркиза генерала Гас-тона де Галифе (1 830-1 909) знают только! военные. Именно он ввел в военную форму кавалеристов Франции брюки, облегающие ногу у икры и расширяющиеся в бедрах. Потому его фамилия отразилась в их названии.! Позднее брюки были заимствованы армиями других стран.
Но бывали случаи, когда мода возникала благодаря курьезам. Например, принц Уэльский, живший в первой половине XIX века, решил погулять по улице. Его застигла непогода, пошел дождь, и, чтобы не испачкать своих модных брюк водой из луж, принц завернул их вверх. Так появились обшлага (отвороты).
Почему-то все нововведения в моде больше принадлежат мужчинам. Вот и покрой рукава реглан, органично переходящего в плечо и составляющего с ним одно целое, назван по имени английского генерала Генри Реглана (1 788-1855), потерявшего руку во время Крымской войны с Россией и впервые применившего подобный крой в своей одежде, чтобы скрыть увечье.
Иногда вслед нарядно одетой женщине можно услышать такие слова: «Шикарно одета!» или «Это шик!». Такое выражение было модно в первой половине XX века (Эллочка Людоедка из романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова часто применяла его). А что же оно означает и когда впервые его стали применять?
Когда-то Жак Луи Давид (1748-1825), придворный художник французского короля, выполнявший в своей мастерской многочисленные заказы на портреты, костюмы и декорации для театров, оформление интерьеров дворцов и богатых домов, имел среди учеников юношу по имени Шик. Он выделялся особыми способностями, тонким вкусом, чувством колорита и гармонии. Талантливый юноша умер в 1 8 лет, оставив по себе память не только замечательными живописными работами, но и именем, которое стало синонимом всего самого лучшего. После утраты любимого ученика мэтр Ж. Л. Давид постоянно повторял, разглядывая работы своих учеников: «Нет, Шик написал бы здесь не так» или «Шик создал бы здесь иную гамму», а об удачных работах говорил: «Это просто Шик!» Выражение знаменитого художника распространилось среди живописцев и стало применяться ими как высшая похвала. С годами слово «шик» утратило свое первоначальное значение как синоним хорошего вкуса, став среди дельцов, маклеров, торговцев и горожан расхожим обозначением показной дешевой роскоши.