Создание ароматов

Создание ароматов

Создание ароматов история

 

 

Создание ароматов
История создания ароматных средств
Мир ароматов необыкновенно сложен и удивителен. Как утверждает наука о запахах -одорология (от лат. odor - запах), в природе их несколько тысяч и не существует двух различных химических соединений с абсолютно одинаковым запахом. Но любое из душистых веществ можно получить комбинацией в определенных пропорциях семи, как у радуги, простых запахов: цветочного, мятного, эфирного, мускусного, острого, камфарного и гнилостного.
Слово «parfumer» в переводе с французского языка означает «курить», «дымить», «испарять». Сжигание ароматических трав, зерен, плодовых косточек было распространено во времена Древнего Рима, и этот процесс назывался «perfumo». Поскольку Франция и Италия уже многие века тесно связаны друг с другом культурными и торговыми отношениями, то можно предположить, что слово «parfumerie» (парфюмерия) заимствовано французским языком из латинского.
К парфюмерии относятся такие ароматические изделия, как духи, одеколон, туалетная вода, парфюмерная вода, аэрозоль для ароматизации воздуха, дезодорант (для тела), душистые саше (маленькие мешочки из льна или полотна, наполненные измельченными ароматическими травами, корешками растений) для ароматизации белья и одежды, а также курительные ароматизированные свечи и бумага.
С древних времен люди думали, как сохранить запах цветов и листьев, поэтому парфюмерное искусство имеет многовековую историю. Где и когда оно зародилось, сказать трудно, но безусловно, что оно было очень развито на Востоке благодаря обилию сырья - ароматических трав, кустарников, деревьев.
Еще в Древнем Египте люди научились получать ароматические смолы, эссенции из плодов, цветов, семян и корней растений. Они опускали лепестки роз, цветки лаванды, листья мяты в оливковое масло. Когда аромат «консервировался», его добавляли в бальзамы.
Ароматические средства были любимы и популярны во всех слоях населения. Они имели в жизни общества эстетическое и гигиеническое значение. Их также использовали жрецы в храмах при жертвоприношениях, на празднествах, в погребальных процессиях. В XX веке при раскопках гробницы фараона Тутанхамона (XIV век до н. э.) археологами были найдены косметическая ложечка для красок, флакончики, горшочки с бальзамами и различными благовониями, которые сохранили свой аромат.
В 1-м тысячелетии до н. э. торговля ароматическими средствами сосредоточилась в руках племен Аравийского полуострова, которые отправлялись в далекие путешествия через Индийский океан и привозили из «волшебных земель» (Индия, острова Ява, Суматра, Борнео, Цейлон) душистые вещества. Аравийские купцы знали, что за привезенные в другие страны корицу, алоэ, герань, камфару, мускатный орех, сандал, серую амбру, ладанник, бензойную смолу они выручат хорошие деньги. Кроме того, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Азии шла оживленная торговля нардом, ароматическим тростником, опопанаксом, миррой, ладаном.
Монополия восточных купцов на продажу ароматических веществ способствовала тому, что источники получения духов, мазей, масел оставались тайной. Слагались различные небылицы, фантастические истории про такие вещества, как ладан, мирра, амбра, алоэ, камфара. Даже ученые верили в их чудодейственную силу, не имея возможности приоткрыть тайну. Один из первых ботаников древности, греческий ученый Теофраст (IV— III века до н. э.), писал о распространенных и популярных в то время растениях следующее: «Кустарник, дающий ладан, происходит из Аравии и растет в более гористых местах, нежели кустарник, дающий мирру. Оба они встречаются в диком состоянии или тщательно культивируются. После сбора ладан и мирру несут в храм Солнца и приставляют к ним вооруженную стражу». В XVII веке во Франции алхимики в поисках золота, которого постоянно не хватало расточительным королям и вельможам, после ряда опытов сделали одно открытие, которое произвело переворот в парфюмерном деле: был приготовлен раствор ароматических веществ в спирте. Так появились одеколон, а затем и духи на спирту. Франция стала крупным поставщиком нового роскошного предмета парфюмерии. Французские духи стали распространяться по всему миру. С тех пор Париж продолжает диктовать моду на ароматы, его парфюмерная продукция и по сей день считается лучшей в мире.
С развитием парфюмерного дела вновь изобретенные новинки становились частью туалетных принадлежностей богатых людей. В 1 701 году химик и парфюмер Фажерон основал в Париже торговый дом, который пользовался большой популярностью во Франции, а затем и в Европе. Мсье Фажерон серьезно относился к парфюмерии и составил много уникальных рецептов, которые впоследствии передал продолжателям своего дела.
В XIX веке духи разделились на женские -более тонкие, нежные и легкие, и мужские — более крепкие. Со временем запах мужских парфюмов стал мягче. Набор мужских средств для туалета отличался разнообразием: туалетная вода, одеколоны, кремы, дезодоранты, гели и пенки для укладки волос, а после бритья применяли лосьоны, пудру, губную помаду, чтобы подчеркнуть форму губ. Это было нормальным явлением, особенно если мужчина носил бороду и усы.
Парфюмеры — люди, одаренные очень тонким обонянием, - умеют легко распознавать едва уловимые оттенки запаха. В Индии, богатой экзотическими растениями, которые используются в парфюмерии и косметике, сборщиков сырья называли ароматоискате-лями и приравнивали к богам. Они обладали повышенным обонянием и выносливостью, так как уходили на долгие месяцы в джунгли в поисках трав,растений, цветов, деревьев. Зная секреты запахов, парфюмеры составляют свои индивидуальные композиции. Процесс создания духов труден и продолжителен. Прежде чем получить желаемый результат, проводятся сотни опытов. Духи состоят из многих компонентов, некоторые насчитывают до пятидесяти. Кроме ароматических веществ в состав духов, одеколона, туалетной воды входят закрепители — вещества животного происхождения (амбра, спермацет, мускус). Благодаря им запахи делаются более стойкими, ощутимыми. Парфюмеры настаивают на том, что этот процесс, называемый закреплением «букета», можно приравнять к творчеству. В наше время при помощи химических средств получают искусственные закрепители.
Со временем кустарное «консервирование» ароматов стало промышленным. Содержащиеся в лепестках розы, гвоздики, жасмина, фиалки, нарцисса, сирени эфирные масла стали извлекать, используя перегонку.
Эфирные масла, входившие во многие косметические средства, обходились чрезвычайно дорого. Например, для получения 1 г розового масла нужны были лепестки 1 000 роз, а для 1 кг мятного масла - тонны свежей мяты. Когда в XX веке природные запасы душистого сырья сильно истощились, на помощь парфюмерам пришла химия. Специалисты-химики научились синтетическим путем создавать в лабораториях искусственные ароматы хвои и ландыша, ананаса и яблок. Открытия в науке показали, что из отходов нефтяной и коксохимической промышленности можно получать разные ароматические вещества. Это помогло оснастить парфюмерную промышленность новейшими сырьем и препаратами.
В настоящее время большинство парфюмерной продукции производится в жидком виде и упаковывается во флаконы. Но имеются и твердые, освежающие карандаши, которые называют «твердый одеколон», «твердые духи». Они удобны в пользовании, особенно в путешествиях, так как состоят из застывшего спиртового раствора стеарата натрия с добавлением душистых компонентов, например ментола. Но карандаши имеют и свои недостатки: они высыхают, если плохо закрыта пробка, при жаркой погоде плавятся.
Со второй половины XX века популярны парфюмерные изделия в форме аэрозолей, тонко распыляющих содержимое.