EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish
История головных уборов

История головных уборов

История головных уборов Метаморфозы

 

 

История головных уборов Метаморфозы головного убора
История головных уборов Английский драматург Бернард Шоу писал, что для него всегда существовали две загадки, которые он не мог разгадать: тайна мироздания и секрет женских шляпок.
Какую только форму не принимали шляпы за свою многовековую историю! То они напоминали поварской колпак, горшок, кастрюлю, ведро, бутылку, чашку, тарелку, трубу и даже... лекарственную таблетку, то изображали цветы, листья, головку птицы. Издавна человек обращался к формам флоры и фауны, используя их в своей одежде, прическах, украшениях и головных уборах.
История головных уборов Материалы, из которых делали в древности головные уборы, чтобы защититься от непогоды, были самыми доступными и примитивными: кора деревьев, стебли и листья растений, скорлупа кокосовых орехов и яиц страусов, шляпки грибов.
В африканском племени азанда головной убор первой жены вождя представлял собой оригинальный венок, состоявший из нескольких ярусов. Широкая полоса, обрамлявшая лоб, была густо украшена клыками собак, сплеталась в корзиночку при помощи смолы, а ее верх украшался цветными перьями и длинными костяными шпильками.
История головных уборов Перья птиц очень высоко ценились среди африканских аборигенов, особенно перья райских птиц, при этом цвет их выбирался в зависимости от пола: женщины в большинстве употребляли красные тона, а мужчины - черно-голубые. От их коллекции часто зависело материальное положение племени: на одно перо можно было выменять свинью, раковину,топор.
В Древнем Египте было принято на торжества надевать парадные головные уборы - символы власти. Фараон надевал сдвоенную корону красно-белого цвета.
В этом парадном головном уборе отразилось событие, сыгравшее большую роль в развитии Египта, - объединение двух обширных земель Верхнего и Нижнего Египта в одно единое централизованное государство. Эта корона также являлась символом идеального царства, его верхней (небесной) и нижней (земной) сфер. Нижняя сфера короны была окрашена в красный цвет, а верхняя -в белый. Фараон имел право носить на короне золотой урей (изображение головки кобры) как особый знак божества. Урей можно было прикреплять к прическе (парику), бороде (искусственной), а также к клафту (особо повязанному головному платку). Жена фараона также надевала на парик золотую корону с цветными эмалями в виде ястреба, распластавшего крылья, - символа богини Исиды. Скрупулезная работа древних мастеров-ювелиров передавала рисунок перьев, хохолка, головки птицы. Массивные головные уборы надевали на тонкие льняные шапочки или платочки.
История головных уборов Головные уборы знатных вельмож делались из драгоценных металлов и украшались различными символами или изображением цветков лотоса, животных, земноводных с помощью инкрустации из драгоценных и полудрагоценных камней.
Мужчины из низших слоев населения носили круглые шапочки из кожи, женщины закрывали голову тонкими льняными платками или покрывалами.
История головных уборов В Японии мужчины носили головные уборы в виде маленьких темных шапочек из материи. Женщины, как правило, редко надевали что-либо на голову. Правда, головной убор невесты традиционно отличался особой пышностью. В Древней Греции головные уборы носили только в непогоду, во время путешествии и военных походов. Имея от природы хорошие густые волосы, греки предпочитали хо-1 дить с непокрытой головой. Если и носили' шапки, то делали их из кожи, фетра, войлока, при этом сохраняя натуральные темные тощ]
можно было (Я ределить профессию: рабочие и моряки надевали шапку яйцеобразной формы - пищ, а воины - петас, широкополую шляпу-шлем с низкой широкой тульей из кожи или бронзы, украшенную гребнями из волос лошадиноге хвоста.
История головных уборов В период существования Римской империи многие ее жители, особенно мореплаватели носили фригийские колпаки, получившие свои название от фригийцев — населения древней страны Фригии в Малой Азии, входившее в империю. Колпаки, сделанные из войлока были довольно длинными, поэтому заостренная часть их переламывалась на середике и свисала на лоб или бок головы.
Рабам запрещалось носить головные убоЯ ры, за ослушание могло последовать суровоИ наказание или даже смерть. Если патриций отпускал раба на волю, он мог вручить её как символ свободного человека фригийский колпак.
Женщины, чтобы сохранить прическу, надевали на нее легкие сеточки или мешочки, а при выходе на улицу в жаркую погоду покрывали голову концом плаща или легким покрывалом из хлопчатобумажной ткани, прятали лицо от загара под шляпки из тонкой соломки.
История головных уборов В Северной и Центральной Европе в давние времена шапки делали из «грибной» кожи. На территории современных Австрии, Венгрии,! Сербии, Чехии, Польши, Румынии существовал промысел гриба-трутовика, из шляпок которого их и делали. Шляпку подвергали длительной обработке: нижнюю часть, пронизанную порами, отделяли от верхней, вымачивали некоторое время в растворе щелока, просушивали, разбивали молотком. Она становилась тонкой и напоминала войлок или кожу. Из этого материала, который можно было раскрашивать, подвергать тиснению, шили шапки. «Грибная» кожа требовала умения, сноровки, а также мастерства в швейном деле. В одном из музеев столицы Швеции, Стокгольма, хранится шапка из трутовика. Предполагают, что она изготовлена руками ремесленников Германии во времена Тридцатилетней войны (1618-1648). На промышленных выставках в конце XIX-начале XX века демонстрировали изделия из «грибной» кожи. К1925 году ремесло прекратилось из-за того, что эти грибы в лесах стали редкостью.
История головных уборов Головные уборы привилегированных слоев общества всегда значительно отличались от народных. Знать во все времена носила шляпы из дорогих материалов хорошего качества (парчи, шелка, бархата), украшенные драгоценными камнями, в то время как низшие слои населения довольствовались колпаками из грубого войлока, фетра, шерсти, кожи, украшенными цветами, бумажными шнурами, полосками дешевого меха, кисточками, перьями кур.
В период правления короля Карла Великого (768-814) особо приближенным к его двору вельможам и богатым дворянам разрешалось украшать свои шляпы перьями фазанов, что они и делали, соревнуясь в роскоши с королевскими шляпами. Менее знатные горожане могли довольствоваться лишь перьями лесных птиц, которые свешивались сбоку на шнурах. Но существовало также правило, по которому ничья шляпа не могла быть выше королевской, и его нарушение могло стоить самой головы.
В X—XI веках в европейскую моду вошла мужская шотландская шапочка из кожи. По своей форме она напоминала чепчик. Это сходство усиливали ленты, которые завязывали под подбородком, для того чтобы шапочка не соскочила с головы. Со временем ленты исчезли, а шапочку стали делать из тонкого . Фетр.как материал для головных убо-iиспользовали давно, но хорошо выделывать его научились только в XII веке. Для этого использовали пух птиц, отходы от шерсти коз и меха кроликов.
В изменении формы и украшений шляп отражались события, происходившие как в общественно-политической, так и в культурной жизни.
В период Средневековья в странах Европы появилось много разнообразных головных уборов. Дело в том, что христианская церковь, провозгласившая женские волосы соблазном Сатаны, позволяла носить распущенные волосы и открытые прически только до брака, а замужних женщин вынудила прикрывать их головными уборами. Чтобы все же как-то украшать свой облик, женщины то и дело придумывали разнообразные формы головных уборов.
Подчас они напоминали силуэты зданий в той или иной стране. Так, женские головные уборы по своему силуэту повторяли островерхие башни христианских соборов. Итальянки любили плоские четырехугольные шляпы, похожие на крыши террас их домов. Русские кокошники подражали маковкам православных храмов. (Некоторые народы Африки и Юго-Восточной Азии и в настоящее время носят соломенные шляпы конусообразной формы, напоминающие крыши их деревенских хижин, покрытые соломой или тростником. В Турции и Индии мусульманское население носит чалму, напоминающую своей формой купол мечети.)
Иногда из одной формы головного убора при помощи умелых рук и фантазии рождались другие. Так, из самого обыкновенного платка, собранного в складки, завязанного узлом или свернутого жгутом, получился другой, не менее популярный головной убор - чепец. Сначала женщины надевали его только на ночь для согревания головы, а затем - для сохранения прически, поэтому ткань выбирали мягкую, с приятной расцветкой. Популярность чепца так быстро росла, что его стали надевать как спальный головной убор и мужчины.
В первом десятилетии XX века в мире европейской моды произошла революция: французский модельер Поль Пуаре освободил женскую фигуру от корсета и предложил сигарообразные силуэты женских костюмов. Сообразно с одеждой поменял свои формы и декор женский головной убор.
В период «Русских сезонов» в Париже (1905-1906 годы) французы влюбились в русские шапки-боярки, расписные платки, кокошники, картузы.
А в России полюбили французские шляпы, напоминавшие своими размерами корзины, в которые прачки укладывали белье (в подобном уборе живописец Валентин Серов изобразил на своем полотне княгиню Орлову. Их прикрепляли к прическе длинными булавками, придерживали тонкими шарфами, вуалями, лентами. Газеты и журналы того времени помещали на своих страницах протесты горожан и властей против опасных новинок. Городские управы Москвы и Петербурга вынуждены были издать специальные указы, запрещавшие дамам в шляпах-корзинах пользоваться трамваями, так как булавки могли кого-либо уколоть, оцарапать или... выколоть глаз!
Революция в октябре 1917 года дала новый импульс творческой фантазии молодых. В1918 году Реввоенсовет Республики принял решение о создании новой формы в Красной армии и объявил конкурс, в котором приняли участие художники разных поколений. Молодой художник С. Т. Аркадьевский, положив в основу эскиза одежду русского воина, получил право на создание новой формы. Первая - ее партия попала в конную армию С. М. Буденного, где и родилось народное название суконных шлемов со звездой «буденовка».
На протяжении XX века формы головного убора, мало изменяясь, становились более удобными. Их характер большей частью зависел от вкуса владельца. Многие головные уборы (панамы, пилотки, кепи, фуражки, береты) с одинаковым удовольствием носили мужчины, женщины и дети.
Покорение космоса, проведение Олимпийских игр в определенной мере вызвали к жизни головные уборы, похожие на скафандры космонавтов, шляпы, напоминавшие метательные диски и бейсбольные мячи.
Не раз в Европе и России наблюдалось возвращение моды на исконно русские головные уборы - боярки, ушанки, картузы, расписные шали, цветные платки с длинными кистями, полушалки. Развивающиеся международные связи сделали моду на головные уборы, как и на костюмы, интернациональной.
В конце XX - начале XXI века повсеместно вернулась мода на шляпы: с большими и маленькими полями, шляпы-панамы, шляпы, напоминающие котелок, картуз, кепи. В этом есть справедливость: правильно подобранная шляпа способна скрыть недостатки, украсить внешний вид, подчеркнуть привлекательность лица. Весь костюм с ней выглядит гармонично, завершенно.
Шляпы для женщин стали постоянным убором: их носят весной, летом, осенью, зимой. Ныне модны шляпки из бархата разного цвета, украшенные бисером, мелкими бусинками, металлическими пуговками. Классические шляпы разнообразят деталями (бант, лента, цветок, розетка из материи), которые прикрепляют на тулью.
В моду опять вошли пуховые береты, вязаные шапочки с длинным концом, как у Бура-тино, колпаки из мягкого ворсового фетра, напоминающие шляпки периода нэпа в СССР. Молодежь предпочитает в дополнение к курткам шапочки-кепи спортивного стиля из вельвета, кожи. Зимой носят меховые шляпы из меха, шапки-ушанки, кубанки.
Наблюдения еще и еще раз подтверждают, что мода периодически возвращается. Примером тому могут служить некоторые формы головного убора.

• ВРЕМЯ И КРАСОТА

 • ЛЕДИ БЕЗ ШЛЯПКИ — ЭТО НЕ ЛЕДИ

 • Метаморфозы головного убора

 • Соломенная шляпка

 • Берет

 • Шляпа как атрибут скачек

 • Шляпа женская

 • Как подобрать шляпу

 • Виды головных уборов